- Менье
- , Константин (Meunier, Constantin) 1831, Брюссель — 1905, Брюссель. Бельгийский скульптор и живописец. Обучался в скульптурном классе Академии художеств Брюсселя, а искусством живописи овладевал под руководством Ф.-Ж. Навеза. С кон. 1970-х обратился к изображению трудовой жизни рабочих, которая стала основной темой его творчества. Впечатления от угольных районов Боринажа отразились в мрачных индустриальных пейзажах (Черная страна. Боринаж, 1889, Брюссель, Музей Менье; Шахта под снегом; Красные крыши, обе — Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В триптихе Шахта (ок. 1878, Брюссель, Музей Менье) художник представил тяжкий труд людей, спускающихся в недра земли. Расцвет творчества Менье относится к периоду его пребывания в Лувене (1887—1895), где он занимался преподаванием в местной художественной школе. В его скульптуре образы рабочих (шахтеров, рыбаков, грузчиков) воплощают героический идеал человека, уверенного в своей силе, гордого своим трудом (Молотобоец, 1885; Остендский рыбак, 1890; Носильщик, 1889; Грузчик, 1893, все — Брюссель, Музей Менье). Крепкие фигуры в свободных разворотах отличаются пластичностью поз и выразительностью силуэтных линий. Первые опыты Менье в скульптуре получили одобрение Родена, который в дальнейшем оказал значительное влияние на его творчество. Принципы классической формы, освоенные на академической скамье, послужили скульптору образцом в создании идеального образа современника. Ренессансный тип конного памятника был использован им в статуях На водопое (1899, Брюссель, сквер Амбьорис) и Рыбак (1903, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Волевые, энергичные типы выдающихся современников запечатлены скульптором в ряде портретных бюстов (Камиль Лемонье, 1886; Эмиль Верхарн, 1900; оба — Брюссель, Музей Менье). Много лет Менье посвятил работе над памятником Труду, так и не завершив его до конца жизни. Монументальное сооружение, включающее в себя ряд рельефов и крупных аллегорических статуй, было воздвигнуто в Брюсселе на площади Жюля де Трооз лишь в 1930 (с некоторыми отступлениями от авторского замысла). Искусство Константина Менье в дальнейшем служило образцом для художников направления социалистического реализма.Лит.: Сидорова В. А. Константин Менье. М.; Л., 1946; Никитюк О. Д. Константин Менье. 1831—1905. М., 1974; Lemonnier C. L’?uvre de Constantin Meunier, peintre et sculpteur. Bruxelles, 1896.В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.